Хорошо, если в 6, 5 лет ребенок умеет:  
- правильно произносить все звуки, словарь ребенка достигает 3000-3500 слов;
- употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
Например: на вопрос «Расскажи все, что ты знаешь о столе» ответит, что стол сделан из дерева, ломается, горит, бывает письменным, обеденным, журнальным;
- называть группы предметов обобщающим словом: ягоды, деревья, обувь (не «башмаки»), посуда, инструменты, головные уборы, одежда, продукты и т. д.) и знает,
что транспорт бывает наземный (машина, трамвай…..), подземный, водный, воздушный, подземный; животные бывают дикие и домашние;
- изменять слова (это окна, нет окон, это люди, нет людей, думаю о людях) и образовывать новые: шляпка из соломы - соломенная, графин из стекла – стеклянный,
салат из мяса – мясной (относительные прилагательные); у лисы хвост – лисий, у медведя уши – медвежьи, следы волка – волчьи (притяжательные прилагательные);
- использовать в речи антонимы (сладкий — соленый, светло — темно, широкий – узкий, высокий – низкий, веселый – грустный и т.п.);
- определить 4-й лишний предмет и обстоятельно объяснить, почему он лишний, используя умение обобщать, выделяя главный признак;
- подбирать синонимы (мальчик веселый, радостный; погода хмурая, дождливая);
- отгадывать сложные загадки;
- понимать образные выражения и объяснять смысл пословиц;
- использовать разные слова для обозначения одного и того же предмета (зайка, заяц, зайчонок, заинька);
- может образовать названия профессий (строит — строитель, учит — учитель);
- составить рассказ по картинке из 5-6 предложений, описывая не только действующих лиц, но природу и погоду;
- регулировать силу голоса, интонационную выразительность;критически относиться к грамматическим ошибкам, контролировать свою речь;
- слышать неправильно произносимые звуки у других детей.

Просто ЗДОРОВО, если:

- в речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.);
- полностью усвоена слоговая структура слов: ребенок не путает звуки в словах, не переставляет слоги, правильно употребляет разные окончания;
-с первого раза может повторить сложные по слоговой структуре слова: милиционер, сковорода, велосипедист, дрессировщик.

Может повторить словосочетания:

Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.

Для обучения навыкам чтения и письма (обучение грамоте) важно уметь:

- самостоятельно определяет наличие и место звука в слове;
- отбирать картинки, вспоминать слова с заданным звуком;
- выделять ударный гласный;
- определять первый и последний звуки в слове;
- определяет количество слогов в слове;
- уметь делать звуковой анализ слова (определять количество звуков и их характеризовать: гласный, согласный – твердый, мягкий). Это залог грамотного письма;
-уметь называть только первое слово в предложении, только последнее, второе и т. д. Определять количество слов в предложении (и не путать это с определением количества слогов);
-писать печатные буквы русского алфавита (не прописные);
-правильно использовать предлоги: из-за, из-под, около, между, перед, возле, за и другие;
- разгадывать ребусы и кроссворды;
- знать времена года, месяцы, дни недели.

Если Ваш ребенок умеет больше половины, это неплохо! У Вас еще есть время помочь ему овладеть всеми умениями и навыками.

Но самое главное, чтобы со всем этим объемом знания и умений справиться, ребенок должен быть здоров!

Здоровый ребенок усвоит все без особых проблем.

Если что-то дается очень туго – консультируйтесь с грамотным неврологом, логопедом, потому как нарушения в развитии
Если что-то дается очень туго – консультируйтесь с грамотным неврологом, логопедом, потому как нарушения в развитии речи – это микронарушения в центральной нервной системе, поскольку Речь – это высшая нервная деятельность, функция ЦНС.

Будьте внимательны к заданиям воспитателей и логопеда, непременно читайте своим детям книги!

Речь – это повозка, на которой едет мышление!

Итак, начинайте СЕГОДНЯ развивать речь своих детей, чтобы ЗАВТРА их горизонты были высокими!

Автор: учитель-логопед Косенко Лада Владимировна

Подробности по телефону 8-964-530-34-54